Документация газового оборудования KME Diego » Установка и ремонт автомобильного газового оборудования.
 

Документация газового оборудования KME Diego

Описание программы и руководство по настройке
системы распределенного впрыска газа Diego G3 

  1. Инструкция
  Контроллеры DiegoG3 совместимы с программным обеспечением в версии 3.0.x.x, где x.x
выпускаемая версия. Обновление программного обеспечения доступно на WEB-сайте
производителя www.kme.eu а также на сайте дистрибьютора www.vector-gas.ru . Программное
обеспечение для DiegoG3 распространяется свободно. Рекомендуется проверить установленную
версию и при необходимости установить последнюю.
Если программное обеспечение старее, чем настраиваемый газовый контроллер, то появится
информация о возможности использования более новой версии программы.
Программа для связи с контроллером Diego G3 позволяет соединяться со всеми контроллерами
семейства 1.4 и 1.5, хотя для контроллеров старой версии некоторые новые программные опции
недоступны.
  Начиная с версии 3.0.2.1, также возможна работа с более старыми контроллерами (семейством
1.3х). После обнаружения контроллера этого семейства, программа автоматически перенастроит
подключение и свяжется с ним. Эта функция не требует дополнительной установки, она включена в
основной установочный пакет Diego G3.
  Примечание: это не возможно для контроллеров прошивкой позднее 30С.
  Программное обеспечение для систем Diego G3 является бесплатным и не требует
лицензионного ключа.
  Для использования USB интерфейса необходимо установить соответствующие драйверы.
После инсталляции и запуска, программа должна автоматически соединиться с контроллерами
через СОМ адаптер или интерфейс USB. Дополнительные драйвера для USB адаптера доступны на
сайте www.prolific.com.

 Интерфейс программы

  1. Файл
 Распечатать схему... - распечатать схему подсоединения ( смотреть схему, F5).
 Сохранить конфигурацию как... - позволяет сохранить текущую конфигурацию
контроллера в файл на компьютере.
 Загрузить конфигурацию из файла... - позволяет загрузить конфигурацию, которая была
сохранена ранее.

2 Устройство
  Автоподключение – позволяет осуществить поиск порта, к которому подключен
контроллер, и установить соединение.
Заблокировать – позволяет установить пароль , который предотвращает изменение
конфигурации контроллера. Пароль может содержать только цифры, его длина составляет 4
символа. После блокировки контроллер будет доступен только для чтения (рисунок 3.1)
вкладка «Чтение» и «Ассистент конфигурации». Разблокировка возможна только после ввода
пароля или сброса параметров контролера (Устройство→Загрузить заводские
настройки/Reset). Функция «Заблокировать» доступна на контролерах 1.4 и новее.

 

Разблокировать – позволяет разблокировать контроллер. Для разблокировки требуется
пароль.
Загрузить заводские настройки/Reset – позволяет вернуться к заводским настройкам
контроллера. Все данные, внесенные ранее, теряются.
Обновление прошивки... - эта опция доступна в контроллерах 30С и новее. Она позволяет
обновлять контроллеры путем загрузки специального файла upg. Upg файлы
устанавливаются вместе с программой Diego G3 в директорию ...\DiegoG3\Data. Имя файла
upg содержит версию контроллера (например 30D) и дату создания (например 20090605).
Обновление прошивки влечет сброс контролера на заводские настройки. Поэтому, если
старая конфигурация будет использоваться в будущем, рекомендуется сохранить настройки
контроллера перед обновлением.

 

Окно обновления отображено на рисунке. На нем отображено: текущая версия
контроллера 30D и дата создания 9 июля 2009 года.

 

Процесс обновления происходит следующим образом:

Нажмите кнопку «открыть файл» и выберите upg файл, который будет загружен в
контроллер. После выбора файла будет отображен в окне обновления 
o Нажмите кнопку «обновление прошивки», в окне подтверждения нажмите «Да» и ожидайте окончания процесса обновления 
o В случае ошибки соединения (рисунок 3.7, нажмите ОК) нажмите «соединение» и
снова «обновление прошивки». Затем программа заново начнет процесс обновления.
o После завершения обновления программа сообщит об этом нажмите ОК.
o Затем нажмите «Перезагрузить и закрыть». Контроллер перезапустится и начнет
работу в нормальном режиме.

 

 

Расширенный/простой вид
Эта опция была введена для повышения ясности и выделения наиболее важных параметров
программы.«Расширенный/простой вид» позволяет скрыть от пользователя опции которые
используются только в отдельных случаях.

 

Чтение

 

  Вкладка «Чтение» это первое окно, которое вы увидите после запуска программы.
Упрощенный вызов этой вкладки в дальнейшем F2. Это окно позволяет определить, читаются ли
должным образом все параметры и значения системы (время впрыска, обороты в минуту,
напряжение бортовой сети), и отображает связь с датчиками: лямбда, давление и вакуум,
температура газа и датчик температуры редуктора. Некоторые из отображаемых параметров
(обороты в минуту, давление газа и вакуум) в начале процесса установки конфигурации двигателя и
газовой системы могут иметь неправильные значения. Эти погрешности должны быть устранены в
процессе дальнейшей установки.
Если система регистрирует ошибку, программа открывает диагностическую вкладку, на
которой отображены коды ошибок с объяснением, какой элемент не работает должным образом или
подключен не правильно.

Виртуальная панель и панель состояния.

В окне «Чтение» так же отображена панель управления. Нажимая курсором на символ “G” ,
можно переключить вид топлива.
При нажатии по виртуальной панели левой кнопкой мыши произойдет переключение вида
топлива по всем заданным параметрам. Если нажать правой кнопкой мыши, то система выполнит
переключение принудительно, независимо от условий переключения (т.е. не зависимо от оборотов
двигателя, температуры и т.д.)

 

При нажатии Ctrl и любой кнопки мыши, откроется контекстное меню  из
которого может быть выбран метод переключения:
1 Бензин стандарт – все цилиндры переключаются сразу.
2 Газ стандарт – переключение по всем заданным параметрам.
3 Бензин последовательно – переключения по одному цилиндру, начиная с последнего.
4 Газ прямой – все цилиндры одновременно, без проверки состояния системы
Ассистент и конфигурации.

  Это окно последовательно проведет через всю процедуру установки конфигурации
контроллера газа и поможет выполнить автокалибровку.
Установка конфигурации производится в следующем порядке:
1. Двигатель
2. Установленное оборудование
3.Параметры переключения на газ
4. Установка параметров впрыска.
5. Проверка правильности установки конфигурации (верификация).
6. Автокалибровка
7. Готовность к калибровке в движении.
В ходе установки конфигурации вводится вся необходимая информация о двигателе и о
газовой системе. После завершения каждого пункта следует нажимать кнопку «Дальше», тогда
контроллер сохраняет данные и переходит к следующему пункту.

  "Двигатель"

Здесь в программу вносятся основные данные двигателя (рисунок 3.15). После ввода объёма
и мощности двигателя, числа цилиндров и типа инжекторов, будут показаны примерные размеры
жиклёров, которые должны быть установлены. Эта функция даёт возможность получить
информацию о размере жиклёров перед началом монтажа газовой системы.

Рисунок 3.15 Вкладка «Двигатель» в окне «Ассистент и конфигурации»

 В этой вкладке вводят следующую информацию:
• Выберите вид альтернативного топлива – определяют вид альтернативного топлива
(сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) или метан).

• Введите данные двигателя – информация о числе цилиндров, объёме двигателя, типе впрыска,
типе и мощности двигателя. Если вы точно не знаете, какой тип впрыска, нажмите кнопку
"Определить", и контроллер сам определит тип впрыска.
• Установленные штуцера – вводят размер установленных штуцеров.
• Предложенный размер штуцеров – на основе введённых параметров двигателя, программа
покажет показать приблизительный размер штуцеров. Нужно помнить, что это приблизительная
величина и может отличаться от размера штуцеров, который необходим.
«Заводские установки» эта кнопка позволяет сбросить настройки газового контроллера на
заводские. Опция также доступна из меню «Устройство» → «Загрузить заводские настройки/Reset».
«Прочитать из файла...» эта кнопка позволяет считать настройки газового контроллера из файла,
находящемся на жестком диске компьютера либо на другом запоминающем устройстве. Опция также
доступна из меню «Файл» → «Загрузить конфигурацию из фала».
После ввода упомянутой выше информации, нажмите «Дальше».
3.3.2 "Установка"
 В этой вкладке вводятся все данные о газовой системе, установленной на данный автомобиль.
Правильность выбора элементов можно проверить, нажав на значок увеличительного стекла, рядом
с выбором элемента.

Рисунок 3.16 Вкладка «Установка» в окне «Ассистент и конфигурации»
• Тип газовых форсунок – выбираем тип форсунок, который был установлен (этот выбор важен,
т.к.все представленные в списке газовые форсунки прошли стендовые испытания в составе с системой
КМЕ Diego G3).
• Тип датчика давления – выбираем тип датчика давления, который установлен.
Начиная с версии 3.0.2.2 в список добавлен датчик "PS-CCT3-ATM". Эта опция выбирается в случае
двигателя без вакуума. В этом случае вход вакуума на датчике "PS-CCT3 " оставить не подключенным.
• Датчик температуры в режиме измерения (температура газа после редуктора) – позволяет
отключить в программе контроллера учёт данных с этого датчика.
• Тип датчика уровня газа – выбираем тип установленного датчика уровня газа.
Кнопка «Конфигурация» рядом с опцией датчика уровня газа, позволяет изменять пороги контроля
уровня газа на светодиодной шкале.
Также возможно изменить цвет светодиода (красный или синий) на панели управления (рисунок
3.17).
Рисунок 3.17 Окно конфигурации датчика уровня топлива.
• Тип газового редуктора – выбираем тип газового редуктора, который установлен.
• Провод тахометра не подключен – включают эту опцию, когда провод тахометра не подключен.
ВНИМАНИЕ! Если эта опция не отмечена, провод тахометра должен быть подключен.
• Сигнал оборотов – вводим то, что является источником сигнала тахометра. Если провод тахометр
не подключен, бензиновые форсунки являются единственно возможным источником.
• Тип системы зажигания – выбираем тип системы зажигания. Число оборотов двигателя,
показанное рядом с типом системы зажигания, позволяет проверить правильность выбора типа
системы зажигания. Если тип выбран правильно, значение числа ОБОРОТОВ В МИНУТУ должно
совпадать с показаниями тахометра на панели приборов автомобиля.
• Sygnalize driving on petrol – при выборе этой опции, включается звуковое оповещение, если после
запуска двигатель работает на бензине (тройной звуковой сигнал с интервалом 10 секунд).
• Датчик кислорода подключен – включаем эту опцию, когда датчик кислорода подключен к
газовому контроллеру.
Датчик кислорода подключается только для наблюдения.
После ввода упомянутой выше информации, нажмите «Дальше».
3.3.3 "Переключение"
В этой вкладке задаются все параметры переключения с одного топлива на другое.
Рисунок 3.18 Вкладка «Переключение» в окне «Ассистент и конфигурации»
Описание опций:
Переключение на газ:
• Температура переключения – температура редуктора, при которой контроллер переключит
питание двигателя на газ.
Пункт “увеличение температуры переключения, когда Tgas <10 °C” позволяет контроллеру не
переключаться на газ, пока Т газа будет оставаться меньше 10 °C.
• Обороты переключения – значение оборотов двигателя, при которых происходит переключение
на газ.
• Время переключения единичного эмулятора – время между последовательным переключением
цилиндров с бензина на газ.
• Разогрев газовых форсунок при Т red > – эта опция позволяет прогреть газовые форсунки до
переключения на газ, т.к. при низких температурах эффективность газовых форсунок ниже.
Выбираем температуру редуктора, с которой начнется процесс прогрева газовых форсунок.
• Наложение топлив (бензин- газ) – позволяет наложить фазы подачи газа и бензина во время
переключения. Эта функция позволяет скомпенсировать задержку подачи топлива при
переключении с бензина на газ, если шланги от газовых форсунок до ввода в коллектор большой
длины.
Переключение на бензин, если – давление газа меньше, чем отмечено в окне вкладки и
удерживается в течение времени, обозначенного в следующем окне.
Переключение на БЕНЗИН с автоматическим возвращением на ГАЗ, если:
• ОБОРОТЫ < – минимальное значение ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ, при которых двигатель работает
на газе. Если обороты двигателя превысят установленный минимальный предел, система
автоматически переключит двигатель на газ.
• ОБОРОТЫ > – максимальное значение ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ, при которых двигатель работает
на газе. Если обороты двигателя вернутся в рабочий диапазон, газовый контроллер переключит
питание двигателя на газ.
• Запись (бензин)> – устанавливает максимальную нагрузку на двигатель в процентах, при которой
двигатель может работать на газе. Если этот уровень превышен, т.е. фактическая нагрузка в
процентах больше, чем нагрузка в процентах, зафиксированная в программе, газовый контроллер
автоматически переключит питание двигателя на бензин. Если нагрузка упадет ниже этого уровня,
система автоматически переключит на газ. Обратите внимание: процент нагрузки соответствует
времени впрыска топлива бензиновыми форсунками отображённому в процентах диаграммой на
вкладке «Чтение (F2)».
• Бензиновые форсунки постоянно открыты – эта функция позволяет сохранять полную
мощность двигателя при полной нагрузке.
Когда эта опция включена, газовый контроллер переключает двигатель на бензин, если
время впрыска становится таким большим, что газовые форсунки остаются постоянно открытыми
(зависание форсунки). Система автоматически переключит на газ, если нагрузка на двигатель
уменьшится.
• Tgas < – устанавливают минимальную температуру газа, при которой двигатель работает на газе.
Если фактическая температура газа меньше этого значения, система автоматически переключает
на бензин. Если температура газа превысит этот уровень, система автоматически переключит на
газ.
• Tred < и «(Загрузка бензин)» – устанавливает минимальную температуру редуктора, при которой
контроллер разрешает работу двигателя на газе при высокой нагрузке. Если фактическая
температура редуктора меньше, чем задано и двигатель работает с нагрузкой, большей, чем
заданный уровень в процентах, система автоматически переключается на бензин. Если
температура редуктора превысит этот уровень или нагрузка станет меньше, система автоматически
переключается на газ.
• Cut-off дольше чем ...(сек) со временем включения единичного эмулятора ... (сек) – эта функция
используется при возникновении проблем с работой двигателя после продолжительного режима
cut-off (режим торможения двигателем). Система переключит питание двигателя на бензин, если
режим cut-off будет длиться дольше заданного времени (первый параметр), с последующим
автоматическим возвращением на газ (второй параметр определяет время переключения
единичного эмулятора).
После ввода упомянутой выше информации, нажмите «Дальше».
3.3.4 "Завершение"
Установите «Расширенный вид» во время работы на этой вкладке.
Рисунок 3.19 Вкладка «Завершение» в окне «Ассистент и конфигурации»
Описание опций:
• Двигатель без секвенции – эта опция позволяет газовому контроллеру изменить алгоритм
считывания импульса бензиновых форсунок для двигателей с попарно-параллельным
и с
одновременным впрыском. Это обеспечит лучшее управление газовыми инжекторами.
• Двигатель с микрофорсунками – используют эту опцию тогда, когда в двигателе, кроме основных
впрысков, осуществляются очень короткие впрыски, названные микровпрысками. Задается
диапазон времени впрыска бензина от 0 до заданного значения, который не будет учитываться
газовым контроллером.

Рисунок 3.20 Микровпрыски видны на вкладке «Чтение»
Двигатель типа HEMI – разрешают эту опцию, если двигатель типа HEMI. В двигателях этого
типа отключаются цилиндры на х.х., чтобы уменьшить потребление топлива и эмиссию выхлопных
газов.
Бензиновые форсунки управляются (+) требуется наружный эмулятор – разрешают эту опцию,
если бензиновые форсунки управляются по плюсовому проводу. Для этого типа форсунок
требуются внешние эмуляторы.
Наружный эмулятор форсунок – разрешают эту опцию, когда используется внешний эмулятор
форсунок. Выбор этой опции требует подключения внешнего эмулятора форсунок, активируемого
проводом „+12V” газового клапана (синий провод в сером соединителе, контакт B8).
• Время задержки открытия газового клапана – устанавливаем время задержки начала работы
газовых форсунок после открытия газовых клапанов.
Полусеквенция – автомобиль без OBD. Только для автомобилей без OBD – опция используется
для двигателей с одновременным впрыском. Изменяет управление газовыми инжекторами от
одновременного до попарно-параллельного впрыска. Благодаря этой опции можно использовать
больший размер штуцеров. Эта опция не может использоваться при наличии OBD.
Мастер установки – эта опция используется в автомобилях с числом цилиндров больше восьми.
В этом случае устанавливаются
два газовых контроллера и специальный интерфейс
«Управляющий – управляемый». При выборе этой опции, данный контроллер будет ведущим, а
другой ведомым.
контроль давления на режиме cut-off – позволяет учитывать увеличение давления редуктора на
режиме cut-off. Эта опция гарантирует правильную работу после режима cut-off. Если давление в
системе превысит выбранное значение давления, то оно будет спущено через газовые инжектора.
Обогащение на режиме cut-off с впрыском [...]мс, если обороты двигателя меньше [...] – эта
опция используется если после режима cut-off двигатель не работает должным образом или
глохнет. При включении этой опции, газовые инжектора на режиме cut-off будут открыты заданное
время, если обороты меньше заданного значения. Опция рекомендована автомобилям RENAULT.
Коррекция во время изменения типа впрыска – в некоторых двигателях (часто на автомобиле
Mazda) происходит динамичная смена типа впрыска топлива. Тип впрыска может быть изменен с
фазированного на попарно-параллельный. При таких изменениях вносится неточность в состав
топливной смеси и двигатель начинает работать некорректно. Чтобы этого избежать была создана
данная опция. Если эта опция включена, то в момент переключения типа впрыска, время впрыска
газа корректируется на заданный процент. Выявленные типы впрыска отображаются в окне
«Диагностика» → Дополнительно. Если в автомобиле основной тип впрыска фазированный и
сменяется попарно-параллельным, выбираем плюсовую коррекцию. Если наоборот, то выбирается
минусовая коррекция.
Минимальное время впрыска газа – задается минимальное время впрыска газа. Время впрыска
газа не будет меньше заданного параметра, даже если это приведет к неправильной работе
двигателя.
Максимальное время впрыска газа – задается максимальное время впрыска газа. Время впрыска
газа не будет превышать заданного параметра, даже если это приведет к неправильной работе
двигателя.
Высокая чувствительность чтения времени впрыска – изменяется алгоритм чтения впрыска
бензина. Если выбрана высокая чувствительность, то чтение впрыска осуществляется более
точно, но становится более чувствительным к различного рода электромагнитным помехам.
После ввода упомянутых выше дополнительных параметров, нажмите «Дальше».
3.3.5 “Верификация”
На этом этапе, после ввода всей информации о системе и двигателе, можно проверить, все
ли параметры правильны. Также можно проверить работу газового клапана, включая и выключая
его.
Рисунок 3.21 Вкладка «Верификация»
После проверки правильности параметров нажимают «Дальше».
3.3.6 "Автокалибровка"
Автокалибровка необходима для настройки параметров только что установленного газового
контроллера при работе двигателя на х.х. и подготовки к дорожному тесту. Процедура может быть
выполнена только при температуре редуктора выше 50 0 С.
Обратите внимание: Автокалибровки недостаточно, чтобы гарантировать правильную
работу газовой системы во всём диапазоне нагрузок на двигатель. После Автокалибровки,
перейдите к сбору карты на бензине и на газу и построению графика согласно этим картам.
Автокалибровка состоит из двух шагов:
1) на х.х. без нагрузки.
2) на х.х. с предельной нагрузкой.
Рисунок 3.22 Вкладка «Автокалибрация»
Выполните автокалибровку, следуя за указаниями на мониторе.
Во время первого шага – БЕЗ НАГРУЗКИ переключают двигатель на бензин и выключают всю
возможную нагрузку (например: радио, кондиционер, индикаторы, нагреватели), и нажимают кнопку
СТАРТ.
Программа спрашивает, следует ли записать в устройство фабричные параметры системы.
Если выбрано «ДА» то модель настройки по умолчанию для текущей конфигурации записывается в
контроллер. Если выбрать «НЕТ», то модель настройки не будет изменена.
Далее программа переключится на бензин и установит время впрыска бензина холостом ходу
без нагрузки. Затем программа спрашивает, следует ли перейти на газ, чтобы проверить рабочее
давление. После определения давления появится окно, показанное на рисунке 3.23.
Рисунок 3.23 Определение рабочего давления
Ожидайте окончания первого шага Автокалибровки. Процесс автокалибровки отображается
на экране. Первый щаг автокалибровки показан на рисунках 3.24 и 3.25
Рисунок 3.24 Окно «Автокалибровка» во время калибровки без нагрузки
Рисунок 3.25 Окно «Автокалибровка» после окончания первого шага калибровки
Чтобы произвести второй шаг Автокалибровки – Автокалибровка С НАГРУЗКОЙ, включите
радио, свет, кондиционер, нагреватели и т.д., нажмите кнопку ПРОДОЛЖИТЬ и ждите окончания
автокалибровки.
Примечание: нагрузка должна быть максимально стабильной.
После окончания автокалибровки, появится одно из следующих сообщений:
оптимальные отверстия в штуцерах –перейдите к следующему шагу: сбору карты.
отверстия в штуцерах в норме – диаметр является подходящим, хотя можно изменить в лучшую
сторону.
слишком большие отверстия в штуцерах – диаметр является слишком большим. Возможно
газовый контроллер не сможет обеспечить оптимальное количество газа во всём диапазоне
нагрузок двигателя. Отверстия в штуцерах необходимо уменьшить.
слишком маленькие отверстия в штуцерах – диаметр является слишком маленькими в
некоторых режимах. Возможно газовый контроллер не сможет обеспечить оптимальное количество
газа во всём диапазоне нагрузок двигателя. Отверстия в штуцерах необходимо увеличить.
Газовая система всегда пытается установить оптимальный режим, даже если отверстия в
штуцерах слишком большие или слишком маленькие.
3.3.7 "Чтение"
После окончания процесса автокалибровки переходят к настройке в движении. Необходимо
собрать точки на карте, чтобы это выполнить, нажимают кнопку «Записать бензиновую карту» и
программа переключит на страницу Моделирование/Map (F10). Газовая система переключит на
бензин (вначале необходимо собрать точки на карте бензина).
Рисунок 3.28 Последняя вкладка окна «Ассистент и конфигурации»
Нажатием кнопки «Сохранить как», можно записать конфигурацию в память компьютера. Эта
опция также доступна из меню Файл ”Сохранить как ...”.
3.4 Калибрация
Страница калибровки (сокращенно F4) разделена на две позиции: «моделирование»
(сокращенно F9) и «Мар» (сокращенно F10), позволяет произвести полную калибровку газовой
системы.
3.4.1 Калибровка / Моделирование
Вкладка моделирование (рис. 3.29) позволяет настроить газовую систему вручную. Модель
представляет собой функцию расчета времени открытия газовых форсунок (Тg) на основе времени
открытия бензиновых форсунок (Тb). Здесь возможно установить 20 точек настройки, но
рекомендуемое количество 5-10. Фактическая рабочая точка представлена на диаграмме (рис. 3.30)
темно-зеленой точкой, что движется вдоль модели. На диаграмме также расположена
дополнительная модель для холостого хода - она состоит из двух точек (Р1 и Р2).
Рисунок 3.29 Вкладка «Моделирование»
Рисунок 3.30 Обозначение рабочих точек на диаграмме
Функции на вкладке Калибровка → моделирование:
• Изменение точки модели может быть сделано при помощи клавиатуры следующим способом:
o Нажмите на точку, чтобы выбрать ее.
o Когда выбор сделан, точка изменит цвет и начнет мигать.
o Выбранную точку можно перемещать при помощи стрелок на клавиатуре.
o Выбрать следующую или предыдущую точку можно при помощи клавиш PgUp и PgDn.
o Чтобы удалить выбранную точку нажмите Del.
o Чтобы добавить новую точку между выбранной и к следующей точкой нажмите Ins.
o Чтобы сохранить изменения в модель, нажмите Enter.
o Для отмены изменений - клавиша Esc.
• Изменение точки модели возможно мышью:
o Нажатие на модели с правой кнопкой мыши добавляет точку к модели.
o При нажатии и удержании точки можно изменять ее положение на диаграмме. Обратите
внимание: вы не можете изменить порядок точек.
o комбинация клавиш Ctrl и нажатие мышью удаляет выбранную точку.
• Рабочее давление – значение выставляется автоматически при автокалибровке. При его
изменении нажмите "вызнать", чтобы установить новое значение рабочего давления. Это значение
рекомендуется установить на 0,1bar ниже, чем отображено в программе.
• Время впрыска бензиновых форсунок на х.х., при работе двигателя без нагрузки – значение
выставляется автоматически при автокалибровке. Чтобы принять заново это значение, нажимаем
«Установки» если двигатель прогрет (T ред.> 50°C) .
• Кнопка “Прочитать модель из файла” позволяет загрузить параметры (только модель) из
файла на жестком диске.
Сохранить модель на жесткий диск компьютера можно во вкладке “Ассистент и конфигурации” →
”чтение” → “сохранить как”.
• Кнопка “Установить новое моделирование” позволяет установить модель (красная линия)
вычисленную во время автокалибровки.
• Кнопка "Стандартная конфигурация" устанавливает заданные по умолчанию заводские
настройки.
• Панель «Модель»
Модель может быть изменена как перемещением мышью, так и с помощью панели «Модель».
○ Параметр “Наклон” позволяет изменить значение Tgas всех образцовых точек на заданное
количество процентов. Этим параметром изменяется отношение наклона смоделированной кривой к
образцовой линии. Рекомендованное значение «Наклона» для определенных видов двигателей:
Вид двигателя - Рекомендуемое значение наклона
Последовательный турбо - 5 – 5 %
Последовательный 0 – 15 %
Попарно-параллельный 10 – 25 %
Одновременный 15 – 30 %
Параметр "Перемещение" позволяет изменить значение Tg всех образцовых точек на
заданное значение в миллисекундах.
○ Функция “Использовать моделирование для пунктов холостого хода” позволяет
дополнительно вручную моделировать на х.х. точки P1 и P2 (две зеленых точки на графике) точка
P1 это х.х. без нагрузки, точка P2 это х.х. с предельной нагрузкой.
•P1 точка модели холостого хода без нагрузки. Первое значение (Tb) означает время впрыска
на бензине без нагрузки. Второе значение – соответствующее ему значение времени впрыска газа.
Если настройка данной точки модели верна, то при переключении вида топлива, время впрыска
бензина останется неизменным.
•P2 точка модели холостого хода при полной нагрузке (фары, печка, кондиционер,
подогреватели и т.д.). Первое значение (Tb) означает время впрыска на бензине при полной
нагрузке. Второе значение – соответствующее ему значение времени впрыска газа. Если настройка
данной точки модели верна, то при переключении вида топлива, время впрыска бензина останется
неизменным.
○ “С пунктами холостого хода” при включенной этой опции, если изменять параметры
Перемещение и Наклон, точки P1 и P2 будут перемещаться вместе со всеми другими точками
красной линии. Когда эта опция не включена, при изменении параметров Перемещение и Наклон,
точки P1 и P2 остаются неподвижными.
• Прочитать – считывает модель из газового контроллера
• Сохранить – записывает модель в газовый контроллер
• Ползунок «Max» позволяет выбрать масштаб диаграммы и устанавливать максимальное время
впрыска, которое может быть отображено на диаграмме.
3.4.2 Карта
Во время дорожного теста контроллер собирает точки бензиновой карты и газовой карты.
Собранные рабочие точки отображаются на диаграмме и сохраняются в контроллере. Точки карты
собираются только когда температура редуктора выше 40°C, и ОБОРОТЫ ДВИГАТЕЛЯ находятся в
выбранном диапазоне. Окно ОБОРОТЫ ДВИГАТЕЛЯ изменяет цвет на зеленый, когда обороты
двигателя находятся в заданном диапазоне.
Функции доступные в окне «Калибровка» → «Карта»

Собрать в интервале – выберете диапазон об/мин в котором будут собираться точки карты.
Рекомендуемый интервал 2500 об/мин; для автомобилей с автоматической коробкой передач
– 2000 об/мин.
Прочитать карту с помощью этой кнопки можно прочитать карты из контроллера, которые
будут отображены на диаграмме.
Включение опции "Авто чтение" разрешает циклическое чтение карты без нажима кнопки
“ Прочитать карту ”.
Звуки для оборотов двигателя активизирует программный звуковой сигнал (если у PC есть
динамик), сигнализация того, что обороты двигателя находятся в выбранном диапазоне.
Стереть карту бензина удаляет точки бензиновой карты из контроллера.
Стереть карту ГАЗА удаляет точки газовой карты из контроллера.
Стереть TEMPLATE удаляет образ карты бензина для адаптации.
Загрузить из файла позволяет загрузить образ бензина для адаптации из файла на
жестком диске.
Set model – вычисляет собранные точки карты и перемещает модель да рассчитанные
значения. Эта функция позволяет быстро настроить газовую систему после сбора карты.
Пересчитать модель вычисляет собранные точки карты преобразуя полученные данные в
образ модели.
Стереть настройки удаляет вычисленные точки карты из образцовой диаграммы.
Сохранить как сохраняет карту в файл на жестком диске PC.
Загрузить из файла ... позволяет читать карты из файла на жестком диске PC только для
просмотра. Загрузка карты в память контроллера при этом не производится.
3.4.3 Коррекции.
Рисунок 3.34.1 Вкладка «Коррекция»
Bank коррекции – позволяет ввести корректировки в работу выбранных цилиндров. Эта
опция используется для выравнивания работы сторон двигателя (V6 и V8).
T GAS коррекция (коррекция по температуре газа) - позволяет добавить коррекцию от
температуры газа. Можно добавить стандартный, низкий и высокий вид корректировки, а
также выключить любую корректировку по температуре газа. Рекомендуется использовать
стандартные корректировки. Проверка корректировок может быть сделана на холодном
двигателе (Tred <20 ° С) путем сравнения времени впрыска бензина на бензине и газу (см.
рисунок 3.31 и 3.32). Должен быть выбран такой вид поправки, при котором эта разница во
времени впрыска минимальная.
Рисунок 3.31 Время впрыска на газу
Рисунок 3.32 Время впрыска на бензине

RPM коррекции - эта опция позволяет добавить коррекцию по оборотам двигателя. Можно
добавить стандарт, низкие и высокие корректировки, а также свою очередь корректировки
пользователя. Если после настройки системы, во время равномерной езды на бензине на
высоких оборотах двигателя (например, 4000RPM, средняя нагрузка) переход на газ
приводит к увеличению или уменьшению времени впрыска бензина, то должна быть выбрана
необходимая коррекция. Должна быть выбрана такая коррекция, чтобы разница впрыска
бензина при работе на бензине и на газу была минимальна.
RPM коррекции можно также проверить путем изменения диапазона оборотов на вкладке
«Калибрация»→«МАР». Например выбрать диапазон 4000 об/мин и собрать несколько
газовых точек на карте газа. Если точки газа не совпадают с бензиновыми, то необходимо
применить соответствующие коррекции.
Коррекция по давлению – возможно только отключить коррекции.
Коррекция по разряжению – возможно установить свои корректировки.
Карта корректировки – возможность установить более продвинутые коррекции от оборотов
двигателя и времени впрыска бензина. Если линейной коррекции недостаточно для
регулирования конкретного автомобиля (например, если на некоторых высоких оборотах
корректировки должны быть различными для высокой нагрузки и низкой нагрузки), то можно
установить RPM корректировки в зависимости от впрыска бензина. Примечание: можно
установить различные коррекции по каждому банку. Необходимо выбрать инжектора,
принадлежащие ко второму банку.

3.4.4 Дорожный тест.
Настройка в движении:
1) Выберите диапазоне оборотов для сбора точек карты. Настройка в одном диапазоне об/мин
вполне достаточна. Рекомендуется выбрать диапазон, который будет наиболее часто
используемый при дальнейшей эксплуатации автомобиля.
ВНИМАНИЕ: карты бензина и газа должны быть собраны в одном диапазоне оборотов. Например,
если выбран диапазон 2500 об/мин, как бензиновая так и газовая карты должны быть собраны в
диапазоне от 2250 об / мин и 2750. После смены диапазона оборотов, все карты должны быть
очищены и собраны заново. При обслуживании системы рекомендуется собирать новую бензиновую
карту, если старая была собрана более месяца назад, в связи с изменением внешних условий.
После смены оборотов программа предложит стереть бензиновую и газовую карты.
2) Стереть бензиновую и газовую карты.
3) Переключите контроллер на бензин.
4) При движении на бензине в выбранном диапазоне ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ соберите
бензиновую карту. Во время этого теста необходимо двигаться в течении минуты изменяя обороты
двигателя в пределах выбранного диапазона.
Пример для диапазона 2500 (+ 250)об/мин.:
Параметры движения - Продолжительность
2-ая передача 2250-2750 об/мин. 1-2 мин.
3-я передача 2250-2750 об/мин. 1-2 мин.
4-я или 5-я передача 2250-2750 об/мин. 1-2 мин.
Время движения может быть различным, на ваше усмотрение, но должно быть получено
приблизительно пять точек на каждой передаче. Точки должны быть расположены одинаково по
всему диапазону нагрузки.
5) Переключите на газ.
6) Повторить п.4 для газа.
Во время сбора газовой карты необходимо двигаться в течении минуты изменяя обороты двигателя
в пределах выбранного диапазона. Карты после сбора будут выглядеть примерно как на рисунке
3.36.

Параметры движения - Продолжительность
2-ая передача 2250-2750 об/мин. 1-2 мин.
3-я передача 2250-2750 об/мин. 1-2 мин.
4-я или 5-я передача 2250-2750 об/мин. 1-2 мин.
Рисунок 3.35 Собранная бензиновая карта
Рисунок 3.36 Собранные бензиновая и газовая карты
7) Если газовые форсунки были только что установлены на автомобиль, то во время первого
дорожного теста их характеристики могут сильно измениться. Поэтому автокалибровка не может
дать правильного результата. Рекомендуется проверить настройку модели холостого хода, путем
сравнения времени впрыска бензина при работе на бензине и на газе (рисунок 3.37 и 3.38).
Рисунок 3.37 Время впрыска бензина при работе на газе
Рисунок 3.38 Время впрыска бензина при работе на бензине
Если эти времена разительно отличаются (разница больше 0,2 мс) модель холостого хода
должна быть настроена повторно, перемещая Р1 и Р2 точек (закладка → калибровки моделей,
глава 3.4.1). В такой ситуации, может потребоваться повторный сбор карты.
8) После сбора карт, приступаем к расчету модели. Нажмите кнопку SET model и вкладка
«Моделирование» откроется автоматически. Точки карты будут пересчитаны и показаны на
диаграмме «моделирование». Модель будет автоматически изменена, так чтобы соответствовать
расчетам.
Рисунок 3.39 Модель с видимым пересчетом
9) Затем, при необходимости, эта модель может быть также изменена с помощью мыши,клавиатуры или путем изменения «Наклона» и «Перемещения». После изменения модели, когда
она полностью соответствуют желтым расчетным точкам, нажимаем Сохранить.
10) Затем программа уведомит о необходимости удаления карты газа после каждого изменения
модели. (рис. 3.40). Если необходимо стереть старую карту газа и собрать её заново, чтобы
проверить правильность установки новой модели, нажмите "Да".
Рисунок 3.40 Удаление карты газа после изменения модели
Рисунок 3.41 Измененная модель охватывает все расчетные точки
11) Процедура должна повторятся пока бензиновая и газовая карты не будут совпадать (рисунок
3.42).
Рисунок 3.42 Карты бензина и газа совпадают
3.4.4 Адаптация.
Опция Адаптация позволяет программе автоматически приспосабливаться
к изменениям условий работы двигателя, например таким как газ низкого качества.
Данная опция доступна только на контроллерах версии 30D и новее, а также только после сбора
полного образа бензина. Так как функция «адаптация» изменяет модель во всем диапазоне
нагрузок, такой подробный дорожный тест необходим.
Механизм Адаптации работает во время езды на газе и изменяет модель по считываемому времени
впрыска газа. Модель, измененная при адаптации, не может отличаться от оригинальной модели
более чем на 20%, и именно поэтому адаптация не может быть единственным способом настройки
газовой системы.
Оригинальная модель, с которой началась адаптация (называется след), видна на диаграмме на
вкладке «Моделирование», она отмечается тонкой красной линией (рис. 3.43).
Рисунок 3.43 Адаптированная модель и модель «след»
При нажатии кнопки Сохранить на вкладке «Моделирование», актуализируется начальная модель
(модель «след»).
3.5 Диагностика (F6)
Диагностическая страница разделена на три позиции:
1. Запись (сокращенно Shift+F8)
2. Коды ошибок (сокращенно Shift+F9)
3. Расширенная (сокращенно Shift+F10)
3.5.1 Запись
Функция позволяет проанализировать условия работы системы на основе собранной
информации и показанной на диаграмме (рисунок 3.44).
Рисунок 3.44 Адаптированная модель и модель «след»
3.5.2 Коды Ошибок
У контроллера есть система самодиагностики, которая позволяет обнаружить ошибки,
происходящие во время работы, и определите причины их появления (рисунок 3.45).
Коды ошибок делятся на текущие и недавние. Для последнего кода неисправности
сохраняются замороженные параметры (параметры, при которых произошла ошибка).
ОШИБКА - коды неисправностей, при которых система перешла на бензин. ИНФО - коды
неисправностей которые были зарегистрированы, но они не являются причиной перехода на
бензин.
Список кодов ошибок:
• ОШИБКА/ИНФОРМАЦИЯ 101X = Нет сигнала от бензиновой форсунки (X замещает номер
форсунки). Зависит от программной конфигурации (опция: HEMI тип впрыска).
• ОШИБКА 1031 = короткое замыкание датчика температуры редуктора.
• ОШИБКА 1032 = обрыв цепи датчика температуры редуктора.
• ОШИБКА 1033 = короткое замыкание датчика температуры газа.
• ОШИБКА 1034 = обрыв цепи датчика температуры .
• ОШИБКА 1035 = напряжение на датчики +5V слишком низкое.
• ОШИБКА 1026 = напряжение на датчики +5V слишком высокое.
• ОШИБКА 1041 = давление газа слишком низкое – условие зависит от конфигурации программного
обеспечения.
• ОШИБКА 1043 = Слабый нагрев испарителя (<15 °C)
• ИНФОРМАЦИЯ 1045 = температура газа очень высокая (> 90 °C)
• ОШИБКА 1042 = Газовые форсунки полностью открыты (Состав топливной смеси не
контролируется).
• ОШИБКА/ИНФОРМАЦИЯ 1044 = Бензиновые форсунки, полностью открыты. Зависит от
конфигурации программы(опция: Бензиновые форсунки полностью открыты).
• ИНФОРМАЦИЯ (без номера) = Электромагнитные помехи
Рисунок 3.45 Коды ошибок
3.5.3. Расширенная
Рисунок 3.46 Расширенная диагностика
Описание функций:
3.5.3.1 Внутренняя температура газового контроллера
Можно проверить фактическую и максимальную внутреннюю температуру газового контроллера.
Это позволяет судить о месте расположения газового контроллера и условиях его работы.
3.5.3.2 Число аварийных запусков на газу
Газовый контроллер может запустить двигатель на газу в аварийном режиме. Аварийный запуск на
газу может быть осуществлен следующим образом:
1. Включите зажигание.
2. Переключите систему на бензин.
3. Выключите зажигание.
4. Включите зажигание.
5. Нажмите и удерживаете кнопку переключения в течение 10 секунд. Диод на кнопке переключения
начнет мигать, и зуммер подаст звуковой сигнал. После этого газовый контроллер откроет клапан,
диод загорит постоянно (зуммер прекратит подавать звуковой сигнал).
6. Запустите двигатель.
Максимальное число аварийных запусков- 50.
Кнопка "Сброс" позволяет обновить количество аварийных запусков на 0.
3.5.3.3 Тестирование каналов/Цилиндров
Эта функция позволяет проверить правильность порядка подключения форсунок и их работу.
Тестирование каналов/Цилиндров может быть проведено следующим образом:
1. Переключите газовую систему на газ.
2. Нажмите кнопку, "Все форсунки на БЕНЗИНЕ”.
3. Начиная с первого цилиндра, последовательно переключают цилиндры на газ. Если двигатель
работает неравномерно, то проверяемая форсунка работает некорректно (неправильное
подключение бензиновой форсунки, неправильное подключение газовой форсунки или газовая
форсунка неисправна).
4. Примените процедуру к каждому цилиндру.
3.5.3.4 Система впрыска тип
Благодаря функции выявления типа впрыска можно определить текущий тип впрыска и других
видов впрыска, обнаруженных во время работы двигателя. Если обнаружен более чем один тип
работы системы впрыска, может быть необходимо использование специальной коррекции для
изменения типа впрыска на газу. (см. вкладку «Ассистент и конфигурации» → Завершение).
3.5.3.5 Тест газовых форсунок
Тест газовых форсунок позволяет выявить различия в работе газовых инжекторов, и в случае
необходимости устранить их. В случае разности работы инжекторов будут определены
необходимые корректировки.
Перед этим испытанием двигатель должен быть хорошо прогрет. Также очень важно чтобы газовые
инжектора были установлены и подключены правильно. Также важно чтобы в течении всего
испытания двигатель был нагружен равномерно. Изменения нагрузки: например, включение
кондиционера воздуха или вентилятора обдува двигателя во время испытания могут
фальсифицировать результаты теста.
Рисунок 3.47 Окно «тест газовых форсунок»
Процедура тестирования:

Проверьте, все ли форсунки подключены должным образом.
Запустите двигатель.
Подождите, чтобы двигатель проработал на холостом ходу в течении 5 минут, чтобы
стабилизировать все условия (время впрыска, температура газа, температура редуктора).
Откройте окно тест газовых инжекторов, выберите цилиндры которые желаете проверить (в
ходе первого испытания выбрать все цилиндры) и нажмите "Пуск".
Дождитесь конца теста, процесс испытания будет отображаться на экране.
После завершения теста, отображается результат и рекомендуемые корректировки.
Коррекции могут быть скопированы нажатием кнопки Копировать корректировки, а затем
сохранены, кнопка Сохранить.
^